Официальным годом рождения компании считается 1943, когда ещё слишком юный основатель Ингвар Кампрад попросил своего отца зарегистрировать фирму с благозвучным неймом IKEA. Но мало кто знает, что это — аббревиатура. (Поэтому, а не по прихоти дизайнера, все буквы названия большие). Две первые, что очевидно, инициалы основателя, третья досталась от семейной фермы Ельмтарюд и заключительная — от названия родной деревни Агуннарюд.
Изначально Ингвар приторговывал дешевой канцелярией и другими мелочами. Но в 1948 году талантливый продавец рискнул включить в ассортимент дешевую мебель. Это были времена, когда мебель была предметом роскоши. И дешевые стулья и столы стали просто ударом по стереотипам. К тому же Кампрад решил давать каждому предлагаемому предмету собственное имя, что еще больше выделило инновационную компанию на рынке.
В 1951 году, экономивший каждую копейку, предприниматель создает свою первую фабрику и начинает продавать мебель по каталогам. Один из принципов создания знаменитых каталогов ИКЕА: цена, указанная в нем, не должна расти в течение года. Вот уже шесть десятилетий эти каталоги выходят во всех странах, где представлена компания.
Продажи дешевой мебели от Кампрада росли в разы. И производители дорогой шведской мебели объединились в борьбе против наглого новичка, перекрыв ему пути на розничный рынок.
Для многих такой поворот означал бы крах компании. Но талантливый бизнесмен Ингвар Кампрад использовал кризис для реализации иных возможностей. В 1953 году он открывает фирменный мебельный центр ИКЕА. Интересно, что идею он позаимствовал у американской сети Cash & Carry, магазины которой располагались достаточно далеко от города.
В поисках путей дальнейшего удешевления продукции, было решено отказаться от доставки и предложить покупателям забирать мебель «самовывозом». Когда один из продавцов отвинтил ножку стола, чтобы предмет не сломался при перевозке, родилась идея сборной мебели. Так с 1956 года вся мебель ИКЕА в разобранном виде продается в удобных для транспортировки плоских упаковках.
Постепенно принцип самостоятельной сборки мебели покупателем стал частью концепции бренда. В дальнейшем оказалось, тот факт, что потребителям приходиться потратить много времени на выбор, покупку, а потом собственноручную сборку мебели, только усиливает привлекательность ИКЕА. Ведь, вступая во взаимодействие с брендом, люди делают его частью своего личностного опыта. Таким образом, ИКЕА стала интерактивной компанией задолго до того, как возникло такое маркетинговое понятие.
В 1963 года шведская компания начинает свой победоносный выход на международные рынки с экспансии в Норвегию.
В ХХІ веке в клуб стран-поклонников ИКЕА вступила и Россия.
Маркетинговая политика бренда славится, как скрупулезным вниманием к мелочам, так и креативной смелостью. Компания открыта для самых смелых инноваций.
От виртуальной обстановки овального кабинета для Обамы, до реального обустройства остановок общественного транспорта в корпоративном стиле. От съемок сериала в декорациях ИКЕА, до реального отдыха людей в магазинах компании.
Не удивительно, что награды в области рекламы уже считаются десятками. Так в 2011 году ИКЕА получила своего 50-го Каннского льва, на этот раз в категории «Рекламодатель года». Среди множества наград особенно следует выделить Гран-при в категории “Видео” за ролик “Lamp” в 2003 году и “Титанового Льва” в 2010 году за кампанию “Showroom” в социальной сети Facebook.
http://www.youtube.com/watch?v=I07xDdFMdgw
Перевод текста ролика: “Многие из Вас жалеют эту лампу… Вы с ума сошли, у неё нет никаких чувств. Новая просто лучше.”
При строгом следовании концепции бренда, каждая страна имеет широкие возможности для креатива. Поэтому есть немало интересных российских работ. В первую очередь, это один из лучших русскоязычных слоганов за 20 лет: “Есть идея. Есть ИКЕА.”, разработанный агентством BBDO во время запуска рекламной кампании первых магазинов.
Приведу несколько примеров обыгрывания каждого предмета мебели:
«Прогнусь под вас» (кресло)
«Четвероногий любимец семьи» (стол)
«Аналитический склад у мамы» (стеллажи)
«В семье есть на кого положиться»(подушка)
О том, что ИКЕА должна прийти на украинский рынок, говорят с 2006 года. Пока многие украинцы мечтают о приобретении мебели для собственноручной сборки, помечтаю и я. Если бы выведения бренда в Киеве поручили бы мне, то я бы, в частности, сделала следующее. Все знают, что на платформах станции метро Крещатик есть места (под лестницей перехода), где пассажиры не помещаются во весь рост. Именно эту территорию я бы и обустроила мебелью от ИКЕА. И поставила бы счетчик дней до открытия магазина.