Что такое история?

Задавала вопрос, «что такое история?» сотням людей. Ответ обычно начинался словами: «Это событие…» или «Это то, что произошло…»
«Термин история, так же как живопись или музыка, кажется вам понятным, пока мы не попробуем сформулировать их определение. Это собьёт вас с толку. Вы же слышали множество историй, можете привести сотни примеров, вы рассказываете истории друзьям, коллегам и себе ежедневно! Вы посчитаете, что знаете, что такое история и все равно, ваше определение этого понятия будет по меньшей мере не четким», – точно отметил Роберт Макки в книге «Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире»
Для того чтобы понять, что же такое история, пойдем от обратного. Отбросим то, что ею не является, хотя очень похоже.
1. История – не процесс.
То, как машины собирают на конвейере, а потом краштестят, это еще не story, а визуальное информирование. Как бы необычно оно не было бы снято.
2. История – не иерархия.
Описание того, кто в компании над чем работает, какие решения и задачи создают пирамиду полномочий – это схема управления.
3. История – не хронология.
Многие солидные компании постсоветского пространства выпускают книги так называемого типа «История компании». Дорогие, подарочные издания раздариваются менеджменту и партнерам. Но полистав глянцевое издание, его оставляют пылиться на полке. При этом, казалось бы аналогичные, книги западных компаний становятся международными бестселлерами. Кардинальное различие в том, что «история компании» по-(пост)советски это не более чем хронологическое описание событий. Да, это история – как дисциплина. Но – нет, это не story!
4. История – не биография.
Еще одна типичнейшая ошибка: кандидаты во время избирательных кампаний подают свою биографии в Центризбирком. А потом эту же информацию транслируют своим избирателям. Биография – не история, а хронология жизни человека.
5. История – не информация.
Статья в СМИ зачастую не история, а набор данных, предпосылок и выводов. Хотя в журналистике существуют жанры, способные фиксировать истории: репортаж и очерк.
6. История – не контент.
Самая типичная ошибка маркетинга – подмена истории контентом. Но как говорит, легендарный сценарист Роберт Макки «в них общего столько же, сколько в работе маляра и художника».
7. История – не нарратив.
Вот это «не» вы, пожалуй, сразу не поймете, поэтому для начала просто запомните: «все истории – нарратив, но не все нарративы – история».
Подытоживая суть отличий точнее, чем Роберт Макки не скажешь: «Разница между данными и историей огромна: данные просто перечисляют то, что произошло; история объясняет, как и почему это произошло. Данные – это компиляция количественных фактов; история раскрывает причинную обусловленность, скрытую за этими фактами. История устраняет все лишнее и незначимое, концентрируется на динамических изменениях и преобразует фактологический материал в структуру событий, объединенных причинно-следственными связями и разворачивающихся во времени».
Так что же такое история?
«История – это даже не динамичные события, происходящие с кем-то. История – это то, как происходящее влияет на кого-то, перед кем стоит труднодостижимая цель, и как он – или она – в итоге меняется». Это самое точно, из всех встреченных мной определений, дала Лиза Кроун в своей книге «С первой фразы». Я лишь добавлю, что сильная история способна изменить тех, кому она предназначена.

434
Читайте также

Мои книги

Что такое история?

Задавала вопрос, «что такое история?» сотням людей. Ответ обычно начинался словами: «Это событие…» или «Это то, что произошло…»
«Термин история, так же как живопись или музыка, кажется вам понятным, пока мы не попробуем сформулировать их определение. Это собьёт вас с толку. Вы же слышали множество историй, можете привести сотни примеров, вы рассказываете истории друзьям, коллегам и себе ежедневно! Вы посчитаете, что знаете, что такое история и все равно, ваше определение этого понятия будет по меньшей мере не четким», – точно отметил Роберт Макки в книге «Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире»
Для того чтобы понять, что же такое история, пойдем от обратного. Отбросим то, что ею не является, хотя очень похоже.
1. История – не процесс.
То, как машины собирают на конвейере, а потом краштестят, это еще не story, а визуальное информирование. Как бы необычно оно не было бы снято.
2. История – не иерархия.
Описание того, кто в компании над чем работает, какие решения и задачи создают пирамиду полномочий – это схема управления.
3. История – не хронология.
Многие солидные компании постсоветского пространства выпускают книги так называемого типа «История компании». Дорогие, подарочные издания раздариваются менеджменту и партнерам. Но полистав глянцевое издание, его оставляют пылиться на полке. При этом, казалось бы аналогичные, книги западных компаний становятся международными бестселлерами. Кардинальное различие в том, что «история компании» по-(пост)советски это не более чем хронологическое описание событий. Да, это история – как дисциплина. Но – нет, это не story!
4. История – не биография.
Еще одна типичнейшая ошибка: кандидаты во время избирательных кампаний подают свою биографии в Центризбирком. А потом эту же информацию транслируют своим избирателям. Биография – не история, а хронология жизни человека.
5. История – не информация.
Статья в СМИ зачастую не история, а набор данных, предпосылок и выводов. Хотя в журналистике существуют жанры, способные фиксировать истории: репортаж и очерк.
6. История – не контент.
Самая типичная ошибка маркетинга – подмена истории контентом. Но как говорит, легендарный сценарист Роберт Макки «в них общего столько же, сколько в работе маляра и художника».
7. История – не нарратив.
Вот это «не» вы, пожалуй, сразу не поймете, поэтому для начала просто запомните: «все истории – нарратив, но не все нарративы – история».
Подытоживая суть отличий точнее, чем Роберт Макки не скажешь: «Разница между данными и историей огромна: данные просто перечисляют то, что произошло; история объясняет, как и почему это произошло. Данные – это компиляция количественных фактов; история раскрывает причинную обусловленность, скрытую за этими фактами. История устраняет все лишнее и незначимое, концентрируется на динамических изменениях и преобразует фактологический материал в структуру событий, объединенных причинно-следственными связями и разворачивающихся во времени».
Так что же такое история?
«История – это даже не динамичные события, происходящие с кем-то. История – это то, как происходящее влияет на кого-то, перед кем стоит труднодостижимая цель, и как он – или она – в итоге меняется». Это самое точно, из всех встреченных мной определений, дала Лиза Кроун в своей книге «С первой фразы». Я лишь добавлю, что сильная история способна изменить тех, кому она предназначена.

434
Читайте также

Мои книги

Меню